Профильное обучение и допрофильная подготовка

структура дпрофильной подготовки и профильного обучения

В 2023/2024 учебном году на основании заявлений законных представителей, открыт X класс по 2 модели обучения.

Профильная группа Х класс (25 учащихся)

Изучение на повышенном уровне учебных предметов: «Русский язык», «Английский язык», «Математика», «Английский язык», «Химия», «Биология».

Профильная группа XI класс (28 учащихся)

 Изучение на повышенном уровне учебных предметов: «Химия», «Биология», «Русский язык», «Английский язык».

Рекомендации учащимся по профильному обучению учебного предмета «Биология»

Для подготовки по теме «Нервная система», «Клетка-структурная и функциональная единица» учащимся рекомендуется использовать следующие учебные пособия:

  • Борисов О.Л., Антипенко А.А. «Биология»,2019г.;
  • Лисов Н.Д. «Биология»,2014г.;
  • Лемеза Н.А. «Биология для пост
Задания учащимся по профильному обучению учебного предмета «Биология»

Профильное обучение «Биология»

Задания для самоконтроля знаний учащихся по теме «Нервная система»

 (профильное обучение)

1. Тела центральных (преганглионарных) парасимпатических нейронов располагаются в:

а)боковых рогах грудных и поясничных сегментов спинного мозга;

б)крестцовых сегментах спинного мозга;

в)продолговатом и среднем мозге;

г)крестцовых сегментах спинного мозга, продолговатом и среднем мозге.

2. Длинный неветвящийся отросток нейрона называется:

а)дендрит

в) нейрофибрилла;

б)книдоциль;

г) аксон.

3. По аксонам нервные импульсы поступают к:

а)телу нервной клетки;

б)другим нейронам или рабочим органам;

в)рецептору;

г)коже.

4. Серое вещество в центральной нервной системе — это:

а)скопление волокон;

в) рецепторы;

б)тела нейронов;

г) скопление дендритов.

5. Информация в синапсе передается с помощью:

а)ферментов;

б)медиаторов;

в)гормонов;

г)электрических импульсов.

6. Функционально нервную систему делят на:

а)центральную и периферическую;

б)соматическую и вегетативную;

в)симпатическую и парасимпатическую;

г)вегетативную и периферическую.

7. Центробежные нервные волокна являются:

а)двигательными;

в) ассоциативными;

б)чувствительными; 

г) проекционными.

8. В рефлекторную дугу входят:

а) чувствительные и двигательные нейроны;

б)рецепторы и рабочий орган;

в)афферентные и эфферентные волокна;

г)рецепторы, чувствительные, вставочные и двигательные нейроны, рабочий орган.

9. Постганглионарные симпатические волокна:

а)короткие;

б)длинные;

в) могут быть и короткими и длинными

10. Задний корешок спинного мозга образован отростками нейронов:

а) двигательных;

в) вставочных;

б)чувствительных; 

г) симпатических.

11. Тела чувствительных нейронов находятся в:

а)передних рогах;

в) задних рогах;

б)спинномозговых узлах;

г) боковых рогах.

12.Первый и второй мозговые желудочки располагаются:

а)между продолговатым мозгом и мозжечком;

б) в среднем мозге;

в)в продолговатом мозге;

г)в больших полушариях.

13. Гипоталамус и таламус входят в состав:

а)продолговатого мозга;

в) промежуточного мозга;

б)среднего мозга

г) переднего мозга.

14. Левое и правое полушарие соединяются между собой с помощью:

а)ретикулярной формации;

б)мозолистого тела; 

в) моста;            

г) таламуса.

15. Лобную и теменную доли больших полушарий разделяет борозда:

а)центральная;

б)боковая;

в) задняя;            

г) височная.

16. За процессы формирования памяти отвечает:

а)средний мозг;

в) продолговатый мозг;

б)таламус;

г) кора больших полушарий

17. Соотнесите нейроны и их месторасположение:

а)Чувствительные 1. Передние рога серого вещества спинного мозга.

б)Двигательные 2. Задние рога серого вещества спинного мозга.

в)Вставочные 3. Боковые рога серого вещества спинного мозга

г)Вегетативные 4. Спинномозговые узлы.

18.Закончите определение

1. Вещество, которое обеспечивает передачу возбуждения с одного нейрона на другой, называется ………….

2. Ответную реакцию организма на воздействие внешних или внутренних раздражителей, осуществляемую с участием центральной нервной системы, называют …………

3. Нервами, нервными узлами и нервными окончаниями представлена ……..

 Задания для самоконтроля знаний учащихся по теме «Строение и функции клеток» (профильное обучение»

1 вариант

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А1 Наука, изучающая клетку, называется

1). Физиологией                                       

3). Анатомией

2). Цитологией                                        

4). Эмбриологией

А2 Какой ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа?

1. М. Шлейден                                        

2. Т. Шванн

3). Р. Гук 

4). Р. Вирхов                                        

А3 Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, — это

1). Клетка                                         

2). Мышечное волокно сердца

3). Подкожная жировая клетчатка

4). Проводящая ткань растения

А4 К прокариотам относятся

1). Элодея                                            

2) Шампиньон   

3). Кишечная палочка

4). Инфузория-туфелька                                    

А5 Основным свойством плазматической мембраны является

1). Полная проницаемость                                

2). Полная непроницаемость    

3). Избирательная проницаемость

4). Избирательная полупроницаемость

А6 Какой вид транспорта в клетку идет с затратой энергии

1). Диффузия                                             

2). Осмос      

3). Пиноцитоз   

4). Транспорт ионов                                       

А7 Внутренняя полужидкая среда клетки — это

1). Гиалоплазма                                        

2). Вакуоль   

3). Цитоскелет                 

4). Цитоплазма                            

А8 что изображено на рисунке 3 и 4?

 

 

 

 

 

 

 

 

А9 В рибосомах происходит

1). Синтез углеводов                                

2) Синтез белков 

3). Окисление нуклеиновых кислот

4). Синтез липидов и углеводов

А10 Какой органоид принимает участие в делении клетки

1). Цитоскелет                                        

2). Центриоль         

4) Клеточный центр

5). Вакуоль

Часть В

В1 установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции                                         Органоид

А). Различают мембраны гладкие и шероховатые                 1). Комплекс Гольджи

Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей                2). ЭПС

В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли

Г). Участвует в синтезе белков, жиров

Д). Формируют лизосомы

Выберите три верных ответа из шести

В2 Дайте характеристику хлоропластам?

1). Состоит из плоских цистерн                           4). Содержит свою молекулу ДНК

2). Имеет одномембранное строение                 5). Участвуют в синтезе АТФ

3). Имеет двумембранное строение                   6). На гранах располагается хлорофилл

В3 Чем растительная клетка отличается от животной клетки?

1). Имеет вакуолиь с клеточным соком

2). Клеточная стенка отсутствует

3). Способ питания автотрофный

4).  Имеет клеточный центр

5).  Имеет хлоропласты с хлорофиллом

6). Способ питания гетеротрофный

Часть С

 Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.

С1 Какая взаимосвязь существует между ЭПС, комплексом Гольджи и лизосомами?

С2 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам

2. Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические веществ.

3. Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений.

4. К бактериям также относят простейших.

5. В благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.

Рекомендации учащимся по профильному обучению учебного предмета «Английский язык»
  • Работать в разных режимах (индивидуально , в парах , в группах)
  • Наблюдать, сравнивать сопоставлять , анализировать, аргументировать ;
  • Распознавать, дифференцировать языковые явления и слова (артикли имена собственные, структуру предложения, глагол-связку);
  • Планировать высказывание, понимать иностранную речь на слух, общаться с одним или несколькими собеседниками;
  • Пользоваться словарем, применять интуицию, догадку, манипулировать словообразовательными признаками.
Задания учащимся по профильному обучению учебного предмета «Английский язык»
Задания учащимся по профильному обучению учебного предмета «Химия» 10-11 кл.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в Республике Беларусь.

'Веснік адукацыі' №10 2015 год

Профильное обучение. Вопросы и ответы.

Что такое профильное обучение?

Профильное обучение позволяет наряду с получением учащимися общего среднего образования (базовый уровень) обеспечить изучение некоторых учебных предметов на повышенном уровне. Цель профильного обучения – создание условий для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Что такое базовый уровень изучения учебного предмета?

Базовый уровень изучения учебного предмета – это тот обязательный минимум содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося, общей культуры, мировоззрения, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.

Что такое повышенный уровень изучения учебного предмета?

Повышенный уровень изучения учебного предмета ориентирован на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий, необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения.

Что такое допрофильная подготовка?

Допрофильная подготовка осуществляется в V – IX классах. Это система мер позволяющих учащемуся определиться с выбором будущей профессиональной деятельности и направления профильного обучения.

В каких классах реализуется профильное обучение?

Профильное обучение осуществляется только в X-XI классах.

Чем отличается образовательный процесс в профильных и обычных классах?

Профильное обучение сочетает в себе изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий. Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий – в основном в шестой школьный день.

КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ В НЕДЕЛЮ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

  • Математика — 6 уроков (на базовом уровне — 4 урока)
  • Физика, химия, биология — 4 урока (на базовом уровне — 2 урока)
  • Иностранный язык — 5 уроков (на базовом уровне — 3 урока)
  • Белорусский, русский язык — 3 урока (на базовом уровне — 1 урок)
  • История Беларуси – 2/3 урока (на базовом уровне — 1 урок)
  • Обществоведение — 2 урока (на базовом уровне — 1 урок)

Во всех ли учреждениях образования могут быть открыты профильные классы?

Профильные классы могут быть открыты только в тех учреждениях образования, в которых соблюдены все необходимые условия для обеспечения качественного функционирования профильных классов. Профильное обучение возможно в группе минимум из 5 человек (в сельской местности — 3 человека). При условии, что у школы есть такие возможности.

Какие условия необходимы для открытия профильного класса?

  1. Заявления законных представителей учащихся (родителей) с просьбой о зачислении в профильный класс в количестве, необходимом для открытия класса (группы).
  2. Наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов: · педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования; · современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы; · наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др.
  3. Организационные возможности учреждения образования (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов, режим работы учреждения образования, сменность занятий и др.).
  4. Наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.

Все ли дети смогут обучаться в профильных классах?

Зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе. Для зачисления в X профильный класс необходимо иметь отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. Без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Что такое профильные классы профессиональной направленности?

С целью развития у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью, в учреждениях образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей (педагогические классы, военно-патриотические классы, правовые классы и иные).