Безопасность ребёнка в интернете

Поделитесь этой новостью:

1. Актуальность проблемы безопасности ребенка в сети Интернет

Создание и быстрое распространение новых информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, привело к возникновению новых способов удаленного общения. Развитие социальных Интернет-сетей способствуют оперативному общению и обмену информацией между большими группами людей, в том числе из разных стран. Все эти факторы делают использование Интернета очень привлекательными для несовершеннолетних.

В виртуальном пространстве дети вступают в такие же взаимодействия, как и в реальном мире:

  • знакомства,
  • общение с друзьями и сверстниками,
  • обмен информацией, зачастую личного и интимного содержания,
  • обсуждение возникших проблем и кризисных ситуаций.

В Республике Беларусь, по опросу, проведенному антивирусной компанией ESET в 2018 году школьники Республики Беларусь использовали Интернет для:

  • пользования социальными сетями — 61% ,
  • просмотра фильмов, прослушивание музыки — 56%,
  • онлайн игры — 57%,
  • имели свой контент, активно редактировали и продвигали его в сети Интернет — 22%,
  • использовали Интернет для обучения в школе — 20%

Одно из наиболее востребованных направлений использования Интернета — это социальные сети, которые дают возможность, в том числе и детям, общаться и обмениваться информацией со своими друзьями. В Республике Беларусь самой популярной сетью оказалась «ВКонтакте» (90%), затем сервис YouTube (85%), на третьей строчке — «Одноклассники» (60%)

Самым популярным месседжером в Беларуси оказался Viber (93%), Skype и WhatsApp, набрали 62% и 41% голосов соответственно.

Вместе с тем, наряду с необходимой информацией, дети могут столкнуться с ресурсами, содержащими опасный, неэтичный или не соответствующий их возрасту контент: ведь единых законов, регулирующих сеть Интернет по всему миру, на сегодняшний день нет. В интернете существует возможность без ведома взрослых устанавливать контакты с детьми. И поэтому проблема насилия над детьми в киберпространстве становится актуальной во всем мире. Для нее не существует границ и изображения детей, становящихся жертвами этого вида насилия, появляются и в Европе, и в Америке, и в странах бывшего Советского Союза. Существует прямая связь между насилием в сети Интернет и насилием над детьми в реальном мире, а значит, как и в реальном мире, детям нужна защита.

2. Сеть Интернет – источник опасности

Интернет-сети обладают несомненными удобствами, но и являются источником новых опасностей, на сегодняшний день основными из которых являются:

  • вовлечение в Интернет-мошенничество, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям;
  • опасность стать жертвой преступника (кража, вымогательство, мошенничество, шантаж, насилие и более тяжелые преступления);
  • вовлечение в азартные игры в Сети, риск стать нарушителем закона, жертвой игровой зависимости, подвергнуть опасности материальное благосостояние семьи;
  • оскорбление и преследование с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи;
  • получение большого количества недостоверной информации и материалов агрессивного и нежелательного содержания (экстремизм, национализм, фашизм, сайты, на которых содержится информация по изготовлению оружия, взрывчатых веществ и наркотиков, депрессивные молодежные течения, деструктивные секты, порно сайты и т.д.);
  • получение и распространение информации, подстрекающей к самоубийству;
  • вовлечение в онлайн-коммерцию, оплата услуг через SMS, покупки и продажи через Интернет без согласия родителей (подростки могут зайти на сайты, торгующие запрещенными веществами и товарами. Пытаясь что-либо продать через Интернет, подросток как минимум сообщает номер телефона и домашний адрес);
  • приобретение Интернет-зависимости.

Наиболее опасными и тяжелыми являются преступления, связанные с сексуальным насилием/эксплуатацией над детьми в сети Интернет:

  • приставание или «обхаживание» в сети Интернет;
  • показ или распространение материалов порнографического характера, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку, также вовлечение в изготовление и распространение порнографии;
  • опасность стать жертвой педофила, жертвой преступления против половой неприкосновенности, вследствие виртуального общения в Интернете.

3. Группы риска попадания детей в ситуацию насилия в сети Интернет

Мальчики и девочки, которые:

  • страдают от насилия в реальной жизни, или которые уже подвергались сексуальному насилию и эксплуатации;
  • находятся в социально или экономически сложном положении, из малообеспеченных семей;
  • характеризуются недостатком эмоциональной зрелости с низкой самооценкой, которым не хватает любви и тепла в семье;
  • страдают психическими расстройствами;
  • воспитываются в домах — интернатах;
  • посещают модельные агентства;
  • проживают в хорошо обеспеченных семьях («тепличные условия», изолированы от проблем, не подготовлены к самостоятельной жизни иногда слишком самоуверенные в себе и собственных силах;
  • находятся в сети Интернет, бесконтрольно, чем активно пользуются злоумышленники, умеющие входить в доверие.

Насилие может произойти при онлайн общении, по телефону или посредством веб-камеры, дома или в школе. Насильственные действия могут совершаться кем-то из круга доверия ребенка или даже незнакомым человеком, который намеренно связывается с ребенком с целью установления дружеских, любовных и доверительных отношений. Для поддержания связи и сохранения тайны насилия, взрослый человек будет использовать тактику манипулирования, чтобы заставить ребенка чувствовать стыд или вину за то, что он увидел, обсуждал или пережил в онлайне.

Обычно жертвами сексуального насилия являются дети 5-12 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло (то есть заключить договор молчания). Также совершивший насилие преступник надеется, что в этом возрасте ребенок еще не может словами описать произошедшее.

Проблема насилия над детьми в киберпространстве является актуальной во всем мире, в том числе и в нашей стране.

Согласно статистике МВД Республики, в Беларуси с 2005 года пресечена деятельность 18 преступных организаций и 57 организованных групп, специализировавшихся на торговле людьми и связанных с ней преступлениях, установлены 4819 жертв торговли людьми, среди которых 4181 жертва – подвергшихся сексуальной эксплуатации. Из общего числа жертв торговли людьми установлено 707 несовершеннолетних (что составляет 12,5% от общего количества), среди которых 700 жертв – подвергшихся сексуальной эксплуатации. Кроме того с 2012 года выявлено 2 258 преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, учтенных по линии противодействия торговле людьми. С 2009 года выявлено 443 преступления, связанных с изготовлением и распространением порнографической.

4. Как понять, что ребенок подвергается сексуальному насилию?

Физические последствия сексуального злоупотребления:

  • наличие ушибов, разрывов, покраснения или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;
  • наличие инфекций, передающихся половым путем;
  • необъяснимое вагинальное или ректальное кровотечение;
  • наличие боли при мочеиспускании;
  • беременность, особенно у младших подростков.

Изменения в проявлениях сексуальности:

  • чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания (ребенок предлагает поиграть в игру, где задействованы его половые органы или играет в куклы, имитируя половой акт, проявляя повышенный интерес к теме секса);
  • поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
  • соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность (с дошкольного возраста);
  • истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • противоречивое отношение к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Появление невротических и психосоматических симптомов:

  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой и плаванием или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра).

Последствия во взрослой жизни:

  • трудности социализации;
  • уход в криминальную, асоциальную среду, что нередко сопряжено с формированием пристрастия к алкоголю, наркотикам, воровство и совершение других уголовно наказуемых действий;
  • нарушение половой ориентации;
  • трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям много тепла, поскольку не решили свои собственные эмоциональные проблемы. воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

5. Что делать, если ребенок стал жертвой сексуального насилия?

  1. Выслушайте ребенка, попытайтесь не транслировать свою тревогу. Если он вам рассказал, это признак доверия.
  2. Прояснив все обстоятельства, обязательно обратитесь за помощью в правоохранительные органы, сообщите о случившемся.
  3. Не давайте напрасных обещаний типа «Обязательно найду и накажу» или «С тобой больше такого не случится».
  4. Не советуйте ребенку все забыть и не вспоминать, это бессмысленно.
  5. Дайте ребенку установку — чтобы с ним не случилось, вы все равно его любите.
  6. Дайте ему понять, что он не виноват, так сложились обстоятельства и назад ничего не вернешь (зачастую дети склонны всю вину брать на себя: «Если бы я не пошла в этот день на репетицию, этого бы не случилось»)
  7. Обязательно обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, который правильно выстроит стратегию реабилитации ребенка, в зависимости от возраста, ситуации и тяжести психотравмы.
  8. Позвоните на “горячую линию”, чтобы узнать, как поговорить с ребенком на эту тему. Вы можете об этом не знать.

8-801-201-5555 — звонок бесплатный по всей территории Республики Беларусь, доступен со стационарных телефонов, МТС, Velcom, Life:) ежедневно с 08.00 до 20.00

И помните, родительская любовь творит чудеса!

Заявить о факте сексуального насилия можно, обратившись: — по номеру 102 или в Управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД облисполкома:

УВД Могилёвского облисполкома: 212030, г. Могилев, ул. К. Маркса, д.25 8 (0222) 295522

6. Где можно получить помощь?

Телефоны доверия (экстренной психологической помощи):

  • Республиканская «Детская телефонная линия» — 8-801-100-1611
  • Могилёв — 8(022) 247-31-61

7. Как поговорить с ребенком для предотвращения сексуального насилия, в том числе в сети Интернет

Лучший способ защитить детей – вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребенка.

безопасный интернетРодители должны понимать, что они никогда не смогут полностью контролировать своих детей. Но они могут поддержать ребенка в трудную минуту, помочь ему в решении каких-либо проблем и научить защищать себя от возможных опасностей. Это станет реальным, если взрослые будут постоянно общаться с детьми, находиться в курсе всего, происходящего с ребенком. Доверительные отношения между родителями и детьми – это самое главное средство, позволяющее уберечь детей от преступников.

Чтобы ваш ребенок не попал в неприятную ситуацию, ему следует объяснить, что в первую очередь следует помнить и соблюдать основные правила:

  1. Расскажите ребенку о том, что нельзя публиковать и пересылать кому-либо свою личную информацию (адрес места жительства, телефон, номер школы, информацию о родителях, логин и пароль страницы; ставить геометки в тех местах, где он живет, учится или часто бывает.
  2. Объясните ребенку, что с незнакомцами нельзя общаться не только на улице, но и в сети Интернет.
  3. Договоритесь с ребенком рассказывать вам о любых неприятных ситуациях, в том числе, связанных с его общением в интернете (мало кто из детей рассказывает маме или папе, что в социальных сетях незнакомец просил прислать откровенное фото или заманивал в суицидальную группу). Они испугаются, что взрослые запретят пользоваться интернетом или будут их ругать.
  4. Пообещайте, что вы не будете сердиться и не запретите пользоваться компьютером или мобильным телефоном, что бы ни случилось.
  5. Расспросите ребенка о его виртуальных друзьях, объясните ребенку, что его виртуальный друг в реальном мире может оказаться не тем, за кого себя выдает и возможно, собеседником в данном случае был, например, не мальчик, а взрослый человек.
  6. Расскажите, что не стоит открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.
  7. Расскажите ребенку, что не нужно в мобильном телефоне хранить фото интимного характера, так как телефон может быть потерян или забыт в общественном месте и подобран посторонним человеком, получившим, таким образом, доступ к медиафайлам.
  8. Ребенок должен знать, если он отправляет кому-то свои откровенные/сексуальные фото и видео, он/она теряет над ними контроль. Тот, кому фото и видео отправили, может показать их другим людям или начать шантажировать вашего ребенка. Например, угрожая показать эти изображения родным ребенка или разместить в интернете, этот человек может потребовать новых снимков и видео от ребенка.
  9. Скажите вашему ребенку, что он/она имеют право и должен придерживаться правила «нет — беги — расскажи», то есть при любом неприемлемом действии или просьбе взрослого ребенок должен сказать «нет», побежать к другому взрослому, которому он доверяет, и рассказать о том, что кто-то ведет себя ненадлежащим образом. Преступника также остановит, если ребенок не будет стесняться громко звать на помощь.
  10. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали и целовали их интимные места.
  11. Аккумулятор мобильного телефона должен быть всегда заряжен, а номера телефонов родителей и номер «102» желательно быть в режиме быстрого набора.

8. Что нужно знать родителям?

  1. Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие у него вопросы или проблемы, в том числе в сети Интернет.
  2. Добавьте своего ребенка к себе в друзья во всех социальных сетях, где он общается, чтобы иметь возможность видеть, с кем «дружит» ребенок.
  3. Помните, что запрет на пользование компьютером не дает желаемых результатов.
  4. Используйте технические средства безопасности:

помогите изменить (или обратитесь к специалисту) настройки приватности страницы в социальных сетях таким образом, чтобы незнакомый человек не мог написать вашему ребенку. Так он сможет общаться только с теми, кого знает лично.

  • установите программы родительского контроля, а также другие средства блокировки, фильтрации и мониторинга деятельности ребенка в Интернете. с помощью специальных программ, например, Kaspersky Safe Kids, можно отслеживать список друзей и сообщения в ленте ребенка, а также контакты, с которыми он общается с помощью телефонных звонков и SMS.
  • с помощью «Youtube Детям» можно оградить ребенка смотреть нежелательные видео.
  • браузер Яндекс защищает от вредоносного контента, и от рекламы и различных банеров.
  • Любой браузер хранит в себе историю всех страниц поисковых запросов, которые набирал ваш ребенок, и вы можете отслеживать, куда заходил ваш ребенок и что он искал.

Если Вы сами не можете изменить настройки, можно обратиться в службу технической поддержки провайдера. Провайдер – это компания, которая предоставляет вам доступ к Интернету, например, Белтелеком (ByFly), МТС, Velcom и другие.

9. Видео по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *