Положение о наставничестве

1.Общие положения.

1.1.Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами.

Наставник – опытный педагог, первой или высшей квалификационной категории, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми педагогическими работниками по их адаптации к педагогической деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию.

Молодой педагогический работник, лицо, поступившее на работу, чей педагогический стаж не превышает 3-х лет, и осуществляющее свою педагогическую деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей.

1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого педагогического работника знания предметной специализации и методики преподавания.

2. Цели и задачи наставничества.

2.1.Целью наставничества в учреждении образования является оказание помощи молодым учителям в их профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

2.2.Основными задачами наставничества являются:

  • создавать условия для становления квалифицированного педагогического работника, а также благоприятный социально-психологический климат в коллективе;
  • вовлекать молодого педагогического работника в образовательный трудовой процесс и общественную жизнь учреждения образования с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в профессии;
  • помочь в адаптации молодого педагогического работника в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в учреждении образования;
  • формировать высокие нравственные принципы, чувство долга и ответственности, уважение к профессии и добросовестное отношение к трудовой деятельности;
  • повышать качество подготовки и квалификации молодых педагогических работников, постоянно совершенствовать формы и методы наставничества;
  • снижать текучесть кадров и повышать мотивацию к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;

 3.Организационные основы наставничества.

 3.1.Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения образования об организации методической работы с педагогическими кадрами.

3.2.Руководство деятельностью наставников осуществляют заместитель директора по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.

 3.3.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников учреждения образования:

  • впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в учреждениях образования;
  • выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в учреждениях образования по распределению;
  • педагогами, нуждающимся в дополнительной подготовке для проведения уроков/занятий в определённом классе/группе (по определённой тематике).

3.4.Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым педагогом в период наставничества.

 4.Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственные и локальные нормативные акты, определяющие права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу учреждения образования, учащимся/воспитанников и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом уроков/занятий и внеурочных мероприятий, выполнение плана профессионального становления;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в учреждении образования, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

 5.Обязанности молодого специалиста.

 5.1. В период наставничества молодой специалист обязан:

  • изучать нормативную документацию, нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности учреждения образования, функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником.

 6. Руководство работой наставника.

6.1.Организация работы наставников и контроль за их деятельностью возлагается на заместителя директора учреждения образования по учебной работе.

6.2.Заместители директора по учебной работе обязаны:

  • представить назначенного молодого специалиста педагогам учреждения образования, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закреплённым за ним наставником;
  • посетить отдельные уроки/занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам работы, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
  • определить меры поощрения наставников.

структура настравничества