Роль семьи в развитии речи детей
Речь ребенка формируется на примере матери, отца и др. близких ему людей. Неправильно считать, что звукопроизносительная сторона речи развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки ,закрепившись в детстве с трудом преодолеваются в дальнейшем.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно ,не искажая слов, четко произнося каждый звук , не торопясь, не «съедая» слоги и окончания слов
Совершенно не уместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Вы должны приучать ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию (произношение) взрослого Опытный учитель присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья, (общее развитие, интеллект, развитие речи.) Один ребенок разумно и ясно ответит на вопросы ,расскажет сказку ,выразительно прочтет стихотворение, споет песенку, А второй этого сделать не может. Это не значит, что он глупее. Разница в том, что первому много внимания и заботы уделяла мать. Если бы родители понимали это, то находили бы больше времени для своих детей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Побуждайте ребенка к общению.
- Находясь рядом почаще разговаривайте с ним. Обращайте внимание на окружающие предметы и явления рассказывайте об их назначении. Чем шире и богаче словарный запас, тем глубже мышление ребенка.
- Читайте ребенку книги. В любой из них бывает много непонятных слов и выражений. Научите ребенка спрашивать о непонятных словах. Если ребенок спрашивает, значит он не просто слушает, но и думает.
- Продолжайте играть с ребенком. Приучайте по просьбе рассказывать о своих действиях.
- Разговаривайте с ребенком на равных, как со взрослым. Если он что-то говорит неправильно, старайтесь поправлять его уважительно, но не смеяться над ним.
- Письменная речь формируется на основе устной. Поэтому недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Вовремя исправляйте все речевые нарушения.
- Если у вас что-то не получается обращайтесь к специалисту.