Профориентация учащихся: активизация личности учащегося в поиске своего призвания
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий учащиеся практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
Поэтому основной задачей профориентационной работы в нашей школе является активизация личности учащегося в поиске своего призвания, в развитии качеств, необходимых для овладения профессией, что способствует успешной социализации – сформированности у учащихся готовности к самостоятельному и осознанному выбору профессионального пути с ориентацией на текущие и перспективные потребности общества, умения объективно оценивать свои способности и интересы.
Для решения этих задач в государственном учреждении образования для учащихся девятых классов организована деятельность факультативного занятия «Мое профессиональное будущее».
Целью данного курса, помимо предоставления информации о мире профессий и профессиональной ориентации, является и личностное развитие учащегося, формирование у него способности соотносить свои индивидуально — психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
В рамках деятельности факультативного занятия «Мое профессиональное будущее» в этом учебном году были организованы:
- экскурсии в учебные заведения города;
- консультации, тренинги, опросники для учащихся по планированию карьеры;
- внеклассные мероприятия профориентационной направленности;
- встреча с представителями разных профессий;
- тематические родительские собрания;
- индивидуальные беседы с родителями будущих выпускников;
- неделя профориентации;
- создание и выпуск буклетов профессиональной направленности;
- оформление стенда со сменной информацией по профориентации;
- видеолектории с использованием интерактивной доски;
- создание мультимедийных презентаций;
- постояннодействующая выставка литературы
- участие в профориентационных конкурсах.
Вышеперечисленные формы работы с учащимися оказывают целенаправленную и эффективную помощь в профессиональном становлении личности, создают оптимальные условия для поэтапного профессионального самоопределения.
Практика показывает, что эффективности в организации профориентационной работы с учащимися можно добиться, используя:
- систематичность и преемственность профориентационной работы;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости;
- оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы по профпросвещению учащихся и их родителей;
- связь профориентационной работы с жизнью;
- совместная, последовательная деятельность всего педколлектива учреждения образования.